Объект культурного наследия «Озеро Сырковый Сор»

4 марта 1997 г. памятник археологии федерального значения официально признан объектом культурного наследия Югры.

Озеро «Сырковый сор» состоит из 54 памятников археологии. На территории озера «Сырковый Сор» можно проследить взаимосвязь жилых комплексов с местами захоронений и святилищ на протяжении нескольких столетий, начиная с VI века до н. э. до конца XX века. По этой причине территория озера Сырковый Сор (Имн-тор) признана уникальной.

Это самое глубокое озеро Югры 42 метра и занимает 5 место по площади в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В озере водится 18 видов промысловых рыб.

Археологический памятник «Озеро Сырковый Сор – Кинтусовское»

4 марта 1997 г. памятник археологии федерального значения официально признан объектом культурного наследия Югры (постановление Губернатора автономного округа от 04.03.97 № 89). Озеро «Сырковый сор» состоит из 54 памятников археологии. На территории озера «Сырковый Сор» можно проследить взаимосвязь жилых комплексов с местами захоронений и святилищ на протяжении нескольких столетий, начиная с VI века до н. э. до конца XX века. По этой причине территория озера Сырковый Сор (Имн-тор) признана уникальной.

Это самое глубокое озеро Югры 42 метра и занимает 5 место по площади в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В озере водится 18 видов промысловых рыб.

Раньше озеро называлось Имн-тор. С хантыйского языка переводится так, тор – озеро, а Имн – священное.

В его окрестностях находятся четыре культовых памятника археологической культуры:

  • святилище Сотым-тэ-ики,
  • святилище Ай-урта,
  • священное озеро Имн-тор,
  • Священная кедровая роща.

Все они являются археологическими источниками по истории и культуре хантов (остяков, жителей юрт Кинтусовских).

Священное озеро Имн-тор и Священная кедровая роща служили местом поклонения для остяцкого населения. Жители юрт из деревьев Священной кедровой рощи изготавливали скульптуры своих духов-покровителей.

Салымский край хранит немало интересных историй, легенд, сказок. Считалось, что в озере утопили идола в виде золотой бабы в полный рост и эта золотая баба тянет на дно, поэтому женщинам, тем более одной, туда заходить не разрешалось. 

После многолетних исследований, проведенных археологами и историками, установлено, что в 13-15 веках в Салымском крае существовало два территориальных образования – малосалымское и большесалымское княжества с административными центрами в городках Вошин-мыттын («Городок у омута») на реке Малый Салым и Нюром-вош («Болотный городок») на реке Большой Салым. В городке Нюром-вош была расположена резиденция князя Сотым-тэ-ики и предка его хранителей семьи Борисовых, проживавших в юртах Кинтусовских.

С именем легендарного салымского князя, связан один сюжет – отражение татарского нашествия. 

В XIII-XIV века сложилось новое политическое образование – Золотая Орда. По словам летописи, сибирский хан "брал дань со многих низовых – «язык». Однако салымские ханты сохранили свою независимость и Сибирскому ханству не подчинялись. Причиной тому, видимо, была военная победа над татарами, одержанная князем Большого Салыма – Сотым-тэ-ики в столкновении в устье реки Салым близ ныне заброшенной деревни Сивохребт. Значение этого сражения, несомненно, было очень велико, так как победа Сотым-тэ-ики остановила расселение татар далее по Оби. Были спасены не только ханты Салымского края, но и всего Среднего Приобья. 

Территория около озера была заселена людьми еще в эпоху мезолита до начала I-II веков. Позднее, с середины I тыс., на берегах оз. Сырковый Сор (Имн-тор) появляется постоянное население. До середины 20 века здесь проживали и вели хозяйство салымские ханты. Участок активно использовался жителями юрт Кинтусовских. В современном поселке Салым продолжает проживать коренное население этой территории и прямые потомки жителей юрт Кинтусовских.