Деревянный мост на ряжах через овраг Култычный

Деревянный мост – через овраг Култучный является одним из наиболее интересных и живописных архитектурно–природных объектов Березова, сохраняющих облик исторического поселения, придающих большое своеобразие ландшафту, относящийся по своей архитектуре к памятникам деревянного зодчества конец 18 начало 19 веков. Возраст этого моста определить точно невозможно. Его основная особенность – использование в качестве мостовых опор деревянных клетей, применявшихся на Руси при строительстве таких мостов ещё издревле. Брёвна были сделаны, в основном, из сосны и кедра, нижние венцы клались из лиственницы.

Около моста находятся старые деревянные дома конца 19 века, которые так же относятся к памятникам архитектуры и ждут своей реконструкции.

Деревянный мост через овраг Култычный появился в Берёзово построен не ранее второй половины XVIII века. Из-за недолговечности древесины мост неоднократно подвергался ремонтам и перестройке. Кроме того, раньше перила моста украшали резные балясины, а на въездах красовались арочные ворота. Во время капитальной перестройки во второй половине прошлого века всё это было утрачено.Мост впервые зафиксирован на плане Березово в 1791 году. Ранее возведенные мосты через овраги Стрижачий и Култычный, защищавшие город Березов с юга и севера, имели оборонительное значение.Конструктивными особенностями моста являются срубные ряжи («городни»), опирающиеся на склоны оврага, выполненные в виде сквозной конструкции стен-перерубов, имеющие четырехгранную форму. Срубы из уложенных с пропусками крупных бревен, чередующимися поперечными и продольными рядами, образуют клети. Осуществляется и естественное проветривание, предохраняющее конструкцию от загнивания.  Талые весенние и дождевые воды, стекающие по дну оврага, свободно проникают через ряжи.Ряжевый способ строительства овражных мостов, наиболее приемлемый для Березово, вероятно был рекомендован опытным инженером Эрбером.  При возведении овражных мостов на трактах Сибири в XVIII – XIX веках учитывались: особенности рельефа местности (ширина, глубина и изгибы оврага), привязанность к ландшафту, назначение – пешеходный или проезжий. Длина моста – 50 метров и 8 метров его ширина.Охранные археологические работы позволили выявить 4 яруса строительства моста. Первый ярус – остатки конструкций конца 1980-х гг. Второй ярус – остатки ряжей моста начала 1960-х гг. постройки. Третий ярус – свайные конструкции моста середины 1930-х гг. Четвёртый ярус можно выделить условно по нескольким крупным брёвнам, которые сохранились фрагментарно на 2-м участке раскопа. Брёвна 4 яруса вторичного использования. Изначально это были детали деревянного судна (судов). На таких кораблях ходили по Оби и Сосьве с XVIII века. Можно предположить, что корабельные брёвна использовались при возведении одного из деревянных мостов на этом месте. Предварительно их можно датировать XIX вв.В настоящее время Мост полностью возведён, обустроено ограждение моста, уложен тротуар с лестницей с восточной стороны, проведены монтажные работы наружных сетей освещения.