В переводе с языка народа манси Суеват пауль означает «Поселок на краю бора». Экспозиция расположена в живописном месте на берегу реки Эсс в 6 километрах от города Югорска. Здесь всё как в настоящем мансийском поселке — срубный дом с внутренним убранством, хозяйственные амбары и навесы, священные сумьяхи, летняя кухня, хлебная печь, будки для собак, загон для оленей, охотничьи ловушки и рыболовный запор. Привлекательность места обусловлена исторически достоверной экспозицией, большой природной рекреационной территорией.
Ханты и манси являются аборигенами ХМАО. Предки хантов и манси были древнейшими обитателями западно-сибирской тайги. Суровые природные условия определили не только тип хозяйства, но и формы расселения людей. Издревне ханты и манси проживают по берегам больших и малых рек. Селения были небольшими - всего 2-4 хозяйства, а в ряде случаев деревня состояла из одного дома.
Только жилых построек у хантов и манси насчитывается более 30, а хозяйственных - более 20 разновидностей. С добрый десяток наберётся и так называемые культовых построек - священных амбарчиков, домиков для рожениц, для изображений умерших; общественных зданий. Правда некоторые достройки при разном назначении были схожи по конструкции, но всё-таки их разнообразие поистине удивительно и до сих пор должным образом не объяснено. Несомненно, что архитектурная мысль народа была в постоянных исканиях и находила всё новые варианты, сочетания уже известных форм, остроумно использовала скромный набор строительных материалов и творчески применяла опыт других народов.
Основной тип поселения таёжного населения - круглогодичный стационарный Поселок - в официальной документации и среди местных русских жителей Принято называть юртами (юртой называли и бревенчатое жилище). Северные ханты называли свои посёлки - КУРТ и ВОШ, западные и северные манси -ПАУЛЬ и УС. В качестве определения к ним добавлялись имена основателей селения, либо его географическое положение, либо социальная значимость и т.п. "Суеват Пауль" в переводе с мансийского означает «поселение северных ветров».
Планировка «Суеват Пауля» включает в себя расположение не только жилых, но и хозяйственных сооружений. В околожилищном пространстве создавался определённый комплекс, называемый у русских усадьбой, но в отличие от неё не огороженной. Стационарная «усадьба» таёжных охотников, рыболовов и оленеводов состояла из жилой постройки (иногда двух домов - зимнего и летнего); сооружений для сушки сетей; навеса или помоста для хранения имущества; хлебной печи; уличной печи или кухни; домиков для собак; хозяйственных и священных лабазов; загона для оленей и др. Все строения расположены произвольно, на расстоянии 3 - 5 - и более метров от жилого дома. Чаще по кругу, вокруг дома, лицевой частью или входом повёрнуты к дому и к реке.
Наземная бревенчатая (зимняя) юрта КОЛ представляла из себя 4 – х (однокамерная), редко 5- стенную(двухкамерную) избушку. Материалом для стен служит сосна. Средний размер 5 х 5 м. высота стен около 2 м в 7 - 10 венцов толстых брёвен, проконопаченных мхом и соединённых на углах благодаря углублениям. Причём с фасада 2 ряда брёвен выступают вперёд около метра, чаще сторона обшивается тёсом, так что получается род чуланчика для дворов и прочих предметов.
Крыльцо перед входом чаще всего отсутствует, его заменяют доски, положенные перед входом. Дверной проём по середине стены высотой 1,3-1,5 метра, шириной 0, 7 - 0, 9 метра. Дверь (манс. - АВИ) дощатая, массивная, подвешена на ремнях, позднее на железных петлях, укреплялась в дверной раме из плах.
Фронтон крыши чаще бревенчатый, в 5 - 6 брёвен. Крыша (манс. - АЛА) двускатная, на продольных слегах, которые укладывались в пазы, вырезанные в брёвнах торцевых стен. Поперёк стен укладывалась драница, поверх неё берестяные полотнища - тиски, прикрываемые рядом более толстой дранки. По Краям кровля удерживалась желобами (одновременно игравшими роль водотоков, которые укреплялись на деревянных крюках, по три с каждой стороны. Эти крюки вырезались из дерева, иногда для украшения, в виде головы животного. Нередко конёк крыши украшали оленьими или лосиными рогами.'!
Интерьер традиционного жилища манси, не отличаясь разнообразием характеризовался, устойчивым набором элементов. Зонирование жилого пространства осуществлялось: правое - левое, одна половина жилья - женская другая половина - мужская. Расположение обитателей дома было и такого : дальнюю половину заполняют мужчины, а переднюю женщины.
Специфическая особенность мансийского дома - отсутствие потолка. Чердак в его современном виде внедрялся в мансийский быт постепенно. Потолки в мансийских домах получили распространение, судя по всему, не раньше 20 столетия. Однако они не всегда полностью перекрывали жилое помещение.
Полом в таких жилищах была сама земля. Поначалу и для спальных мест
просто оставляли у стен не вынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. Позднее пол делали дощатый а пространство от нар до пола также зашивалось досками. В бревенчатой зимней юрте нары по стенам разделены перегородками на отделения. Внутри нас хранили вещи, там же могли жить собаки. С потолком или крышей нары соединялись массивными столбами. Покрывали нары берестяными полотнищами, циновками из ивовых прутьев, хранили вещи в мешках оленьего меха или рыбьих кож. Спали на шкурах, шкурами же и укрывались, под голову клали мешки с одеждой или подушки длиной 100 - 150 см, шириной 30 - 35 см, лицевая сторона которых украшалась мозаичным орнаментом из сукна двух цветов. Традиционно такие подушки имелись в каждом доме, часто их шили специально к свадьбе. Маленькие дети спали в берестяных колыбелях, которые привешивались к потолку на верёвке или специальном деревянном крюке. Издавна манси пользовались пологами (манс. - ХАСАП ), в которых спали а летнее время для защиты от комаров.
В дальних углах помещения могла размещаться полка - ПУБЫ - НОРМА, на которой могли храниться семейные духи. ПУБЫ - НОРМА выполняется следующим образом : в углу на высоту 70 - 80 см от потолка ( или верхнего венца сруба, если потолка нет) сверлятся отверстия, в них забивают кольшки, на которые укладывается полка. Полки ( подставки ) могли находиться как в правом, так и в левом дальнем углу ( раньше, до русских, держали ПУБЫ в правом углу; иконы, которые предписывалось держать непременно в правом углу сместили изображения духов влево ). На священной полке - «полке духов чаще всего находились не сами изображения, а мешок с платками, кусками ткани и другими вещами, предназначенными в подарок духам разных рангов (не только домашним ). Человеку ( мужчине ) позволено лишь совершать умилостивительные обряды (кормление, одевание и переодевание духов, добавление к имеющимся у них «богатствам» новых подарков). ПУБЫ - НОРМА всегда задёрнута занавеской.
Окна (манс. - ИСНАС) небольшие, с частым переплётом рам прорубались из боковых от входа стенах. Окон делается одно или два.
Очаг помещается справа или слева от двери. Устройство его таково: из длинных палок делается труба диаметром около 80 см, которая обмазывается глиной. Спереди половина трубы срезана и образует камин с отверстием 70 100 см. Устраивается печь на земляном фундаменте, сделанном так же, как и: нары. Иногда рядом с печью делается другая, но меньше, и в неё вмазывается таз. Из печи дым по трубе отводится в главную печь. Труба летом закрывается: берестой с чем - то тяжёлым. Зимой чувал топят целый день, на ночь трубу затыкают. Чувал хорошо обогревает дом, но только пока в нём горят дрова. Позднее чувалы были заменены железной печью.
В свободном от чувала углу устраивали вешала для одежды, у двери подвешивали рукомойник и полотенце из осиновой стружки.
Освещалось жилое помещение светом от чувала, лучиной или керосиновой: лампой, для которой устраивалась специальная полочка.
ПАСАН - столик на низких ножках - мог находиться в той или иной части жилища. Во время еды его ставили к нарам. С появлением стола на высоких ножках к интерьеру добавилась УЛАС - довольно длинная скамейка, которую можно было перемещать в пределах дома.
У боковых стен могла находиться ЩАЯНЫ ( СЯЯНЫ )- НОРМА - чайная полка, используемая для чайной посуды, сахара, чая, сушек и т.д. Основные запасы пищи хранились в хозяйственном амбаре рядом с домом.
У самой воды сооружен запор для рыбной ловли. У ханты и манси зафиксировано более 200 вариантов способов лова рыбы с использованием запоров. Запорное рыболовство относится к числу пассивных способов лова рыбы; оно обусловлено особенностями водоёмов, биоциклами рыб и Основной принцип рыболовства состоит в том, что рыба оказывается, в искусственно ограждённой части водоёма. Наиболее примитивный вид запора -изгородь из хвороста, устраиваемая весной или осенью на небольших речках. Для сооружения запора применяются также тонкие стволы ёлок, тальник, ветки., толстый тёс, вбиваемый в дно речки и скреплённый под водой тёсаным бревном, которое служит мостиком. Решётки запора делают из сосновой дранки, переплетённой кедровым корнем, черёмуховой саргой или тальником. Решётку запора крепят к вертикально вбитым в дно кольям. Она должна доходить до самого дна, а также выходить на берег, чтобы перекрыть путь рыбе при подъеме воды. В решётке оставляют одно или несколько отверстий ( «окна» ) для ловушек. Широкое распространение получили открытые и закрытые ловушки, основанные на принципе лабиринта. К их числу относятся котцы, морды, рукава, хвостуши и др. Помимо плетёных ловушек в запоре устанавливают еще и сетевые ( важан, фитиль и др. ). В некоторых местах в заграждённой части водоёма рыбу ловят с помощью невода, распугивая её специальной палкой -боталкой, либо вычерпывают плетёным сачком. В настоящее время запорное рыболовство не утратило своего значения преимущественно в среднем и верхнем течении реки.
Рядом с рекой устраивались вешала для просушивания сетей.
На традиционных поселениях рядом с жилыми постройками стояли хозяйственные постройки : различные навесы и помосты, укреплённые на высоких столбах, для хранения нарт, лыж и предметов промыслов.
Среди хозяйственных построек мы видим глинобитную ( хлебную ) печь (манс. - НЯНЬ ВАРНЭ КУР ), в которой готовят хлеб и летом и зимой. Ставилась печь непосредственно на землю, на бревенчатый сруб в 2 - 3 венца, на 4 сваи (70-80 см). Имела цилиндрическую форму, остов делали из прутьев, согнутых дугой, закреплённых концами на противоположных сторонах основания печи. Изнутри и снаружи его обмазывали глиной, оставляяли сзади отверстие - чело, через которое выходил дым. Над печью сооружали навес, рядом с ней держали дрова и посуду.
В летнее время повсеместно пищу готовили на улице - из камней и глины устраивали открытый очаг, рядом на земле или скамьях складывались дрова и ставилась посуда. Недалеко, на безопасном расстоянии, просушивали на дрова плавник или валежник, устанавливая лесины конусом. Для манси были нехарактерны специальные крытые помещения для приготовления пищи, таковые появились позже, вероятно, под влиянием русских. Содержание животных требовало построек и для них. Рядом с домом стояли собачьи будки (манс. - КУТЮВКАЛ ). Для защиты от дождя и снега км строили двускатные бревенчатые домики либо конические шалашики из жердей. Для - охоты манси держали до 12 четвероногих помощников, обучая каждую собаку ловле отдельного зверя.
Для хранения одежды, продуктов и других вещей манси использовали традиционный свайный лабаз - СОМЬЯХ, СУМЬЯХ - четырёхугольный бревенчатый сруб с двускатной крышей, на 2 или 4 столбах, часть из которых может быть срубленными деревьями. Высотой столбы делаются до 3 м, что охраняло от затопления в период половодья. Для того, чтобы в лабазы не проникли грызуны, на опорных столбах делали круговую зарубку. Таких лабазов в усадьбе могло быть несколько. Внутри - закрома для муки и запасов пищи, жерди - вешала для одежды, полки для промыслового инвентаря. Вход в него чаще со стороны главного жилого дома. Для входа к ним прислоняли бревно с зарубками, а затем его убирали, иначе туда могли пробраться медведь или росомаха - любители чужих припасов.
Строили специальные постройки, предназначенные для духов и поднесенных им даров - священные лабазы ( манс. - УРА ), по конструкции они напоминали хозяйственные лабазы. «Раньше», «давно» лабазы с изображениями семейных ПУПЫХОВ имелись у каждой семьи и находились недалеко от жилища в укромных местах. В этих постройках находилась жертвенная утварь : беличьи шкурки, обрывки ткани, оружие - сабля, лук, пучок стрел с железными наконечниками; бубен, завёрнутый в материю, монеты, жестяные тарелочки; мешок, наполненный жертвенными платками, медные или фарфоровые фигурки духов - покровителей.
В усадьбе оленеводов недалеко от дома был загон для отлавливания и содержания оленей ( манс. - ПУВАС ) в то время года, когда они пасутся вблизи жилья - между редкими столбами высотой около полутора метров закреплялились по 4 - 5 жердей. Иногда жерди крепили следующим образом : в довольно толстом столбе делали прямые вырубки, в них укладывали жерди, и привязывали ещё один столб потоньше. Размеры загона зависели от количества. Слопец (манс. - НЯЛЬ ) - это деревянная давящая ловушка для боровой дичи. ловушка состоит из двух не очень толстых брёвен длиной 3-4 м. Один конец кладется на землю, другой приподнимается и устанавливается на тонкую жердь специальным приспособлением.. Площадку перед ловушкой посыпают песком, разравнивают, бросают мелкие камушки, горсть брусники или клюквы для приманки. Боровая птица, которая любит порхаться в песке и клевать камушки. Для лучшего переваривания пищи, задевает «насторожку» - брёвна издают, придавливая животное. Иногда в слопец попадает и зверёк. Ловушку проверяют через 1 - 2 дня, иначе попавшую в слопец птицу попортят зверьки.
Чтобы не нести всю добычу после охоты, часть туши оставлялась в лесу в таком коробе (манс. — МААС) - сооружении из бересты и досок, напоминавшее длинный ящик. Зимний ночлег ( манс. - НАДЬЯ ) сооружался так : в снегу делается углубление и поджигается дерево. При правильной организации горения тепла достататочно на 8-10 часов.
Есть жилище, лучше которого для северян ничего не может создать ни один НИИ. Это чум. Делается он так. Вначале к растущему дереву прислоняются полукругом шесты, накрытые берестой; Это, собственно, заслон с открытой передней частью, перед которой раскладывается костёр. Более развитая форма когда шесты по -прежнему прислонены к дереву, но стоят уже по кругу, имеется дверной проём, хотя самой двери может и не быть. Костёр разводится уже внутри жилья. Но для подвешивания котла по - прежнему используется изогнутая палка, воткнутая в землю. В самом позднем варианте опорой ему служит не дерево, а связка из 2 - 3 шестов, дверь обязательна и может быть даже деревянной, появляется пол из досок и особое надочажное сооружение.
Чум - и летнее, и зимнее жилище, меняется лишь покрытие летом из бересты, а зимой из шкур; сейчас то и другое нередко заменяется брезентом.
Чтобы попасть внутрь, нужно откинуть дверь - край брезентового покрытия и быстро закрыть, не впуская холодный воздух и комаров. В ветреные дни к откидной двери привязывают внизу большой кусок берёзовой губки : она тянет брезент вниз, но не причиняет боли, если ударит по ногам. Прямо против входа - нейтральная полоса, разделяющая чум на 2 половины. На ней вначале видишь дрова и за ними очаг. На дровах таз, над НИМИ умывальник. В тёплые дни он висит на улице - на палке, воткнутой в нарту. Умываться по утрам обязательно для всех, и только умывшись, можно разводить очаг. К нему у хантов и манси особое отношение. Он - часть семьи. Угли из своего очага нельзя передавать в другой дом - иначе начнутся несчастья. Человек, взявший угли из чужого очага, считается вором. Очаг в чуме - это костёр или железная печь. На костре быстрее готовится пища, а дым из него выкуривает комаров. С печью теплее и не страдаешь от дыма. Очаг расположен точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр его жилища, его столп. Он объединяет вокруг себя домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Мало того, что это центр жилища, это ещё и центр вселенной, т.к. с точки зрения говорящего стороны горизонта сходятся именно здесь. Если же говорящий находится где либо в другом месте, то центром вселенной является он сам и его расширенная книзу меховая одежда живо напоминает жилой чум.
Возле очага находится крупная посуда - котлы, чайники, вёдра с водой – все это на нейтральной полосе. Её запрещено пересекать - считается, что иначе заболит спина, а прейти с одной половины на другую можно лишь у входа Участок в дальнем от входа конце считается священным. Раньше здесь хранили сундучок с домашними духами или стояла христианская икона, которая выполняла функцию того же домашнего духа. На священный участок не должна ступать женщина. И снаружи чума нельзя пересекать линию, продолжающую нейтральную полосу, в общем, нельзя обходить чум кругом. На этой же линии может стоять нарта со священными предметами - её тоже нельзя обходить кругом.
Общая территория - три доски вдоль нейтральной полосы, по, ним ходят, Справа от досок, где днём либо лежат, а ночью спят.
У самого входа лежат вещи хозяйки - сумки с рукоделием, шкуры для обработки, одежда и др.
Далее к шесту привязана колыбель для самого маленького ребёнка, либо верёвка, которая опоясывает его и не даёт уползти. И женские вещи, и маленький ребёнок находятся здесь потому, что это место хозяйки. Место хозяина - дальше от входа. У дальнего конца настила, т.е. в глубине чума, стоит низенький столик. Рядом - сундучок с небольшим запасом повседневной пищи и посудой.
В чуме хорошая вентиляция благодаря отверстию в верхушке, хотя при низком давлении бывает и дымно.